5.0 Управляй изменениями

 

(5.0.P1)

Говорят, что в проекте нет ничего более постоянного, чем изменения. Вы можете составить великолепные планы, но они не учтут все возможные обстоятельства, которые со временем могут сложиться. Чем продолжительнее Ваш проект, тем с большей вероятностью в нем произойдут изменения. Это одна из причин, по которой Процесс TenStep признает, что начальное определение (Шаг 1) и планирование (Шаг 2) проекта не обязательно должны быть совершенными и исчерпывающими. Вы и Ваша команда должны просто постараться сделать все наилучшим образом, исходя из имеющейся на тот момент информации о проекте. Этого будет достаточно. Дальше Вам все равно придется управлять изменениями.

Существует несколько связанных аспектов изменений, которые могут возникнуть в проекте. К ним относятся:

В то время, как данный раздел Процесса TenStep охватывает все указанные аспекты изменений, в большинстве проектов наиболее критичным аспектом являются изменения объема. Поэтому управлению изменениями объема в данном шаге будет уделено особое внимание.

Изменения объема

(5.0.P2)

Объем - это термин, обозначающий логические границы проекта. Объем определяет, что будет произведено в проекте, а что - не будет. Для больших проектов он может включать затрагиваемые организации, виды воздействий, типы данных и т.д.

Если Вы ищете причины неудачи проекта, то они, чаще всего, заключаются в двух проблемах. Либо команда проекта не посчитала нужным потратить достаточно времени на определение работы, либо она недостаточно управляла объемом. Даже если руководитель проекта хорошо поработал над определением объема, трудности могут начинаться при необходимости удержать проект в согласованных ранее границах.

Управление объемом предназначено для защиты жизнеспособности утвержденного Устава проекта и утвержденных требований к результатам. Иными словами, Устав проекта определяет его общие границы, требования подробно характеризуют ожидаемые результаты. Команда проекта ориентируется на сроки и бюджет, опираясь на это общее и детальное определение объема. Если объем изменяется в ходе проекта (обычно это связано с желанием клиента расширить требования), то все прежние оценки стоимости, трудозатрат и продолжительности могут больше не соответствовать реальности. Если спонсор согласен включить новые требования в объем проекта, то менеджер вправе ожидать, что текущий бюджет и сроки также будут изменены (обычно, увеличены), чтобы отражать соответствующее добавление работы. Эти новые значения стоимости и продолжительности проекта станут новыми целевыми установками для проекта.

Иногда руководитель проекта считает, что управление объемом обязывает его говорить клиенту "Нет". Такое понимание заставляет его нервничать и испытывать дискомфорт.

Тем не менее, хороший момент заключается в том, что на самом деле управление объемом предусматривает идти во всем навстречу клиенту, при условии, что спонсор принимает решение об изменении объема проекта.

Это весьма важный момент. Очень немногие клиенты в состоянии заранее предусмотреть и описать все требования и ожидания. Поэтому, они обычно и склонны расширять первоначально очерченный круг требований. Причем, эти изменения могут быть очень важными для клиента и его бизнеса. И руководитель проекта, и его команда должны быть очень внимательными ко всем запросам на изменение объема, но при этом должны следовать заранее определенному процессу управления объемом. Этот процесс неизбежно доставляет соответствующую информацию спонсору проекта, позволяя принять ему взвешенное решение относительно утверждения запрошенных изменений, основываясь на их значимости для бизнеса и влиянии на стоимость и сроки проекта.

Изменения конфигурации

(5.0.P3)

Конфигурационное управление - это термин, обозначающий идентификацию, отслеживание и управление всеми артефактами проекта, а также их характеристиками (метаданными). В некоторых организациях данный процесс понимается более узко, как относящийся только к материальным активам проекта и компонентам продукта.

Общие изменения

(5.0.P4)

Ваш проект может подвергнуться изменениям, которые не обязательно относятся к объему или конфигурации. Эти изменения можно сгруппировать в категорию общих изменений. К примеру, предположим, что один из участников команды увольняется и нуждается в замене. Такое изменение не относится ни к объему, ни к конфигурации. В данном случае, Вы должны документировать факт замены ресурса, определить последствия изменения, спланировать изменение и т.д. Во многих отношениях, Вы будете делать то же самое, что и в случае изменения объема, хотя данное изменение никак с объемом не связано.

Одним из ключевых отличий управления общими изменениями от управления изменениями объема является то, что изменение объема запрашивается и утверждается, в связи с чем у Вас есть возможность соответствующим образом откорректировать график и бюджет проекта. В случае общего изменения, у Вас такой возможности, вероятнее всего, может не оказаться. Например, в приведенном выше случае с увольнением сотрудника, Вы имеете явное изменение, приводящее, скорее всего, к некоторым потерям для проекта. В то же время, не стоит надеяться, что Вам разрешат из-за этого откорректировать сроки и бюджет проекта.


          
5.0.1 Объем проекта

           5.0.2 Создание Плана управления объемом

5.1 Управляй изменениями / Процесс

5.2 Управляй изменениями / Приемы

5.3 Управляй изменениями / Краткая справка

[Пред. страница - Управляй неотл. вопросами / Краткая справка]   [След. страница - Объем проекта]

хостинг Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Рассылка 'Совет недели менеджеру проекта' Mail.Ru